Меню Закрыть

Александр Николаевич Сокуров

Александр Николаевич Сокуров (род. 14 июня 1951, дер. Подорвиха, Иркутская область, РСФСР, СССР) — советский, российский кинорежиссёр и сценарист, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997), народный артист России (2004), заведующий кафедрой режиссуры кино и телевидения Института истории, филологии и СМИ Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова (с 2010). Член Попечительского совета эндаумента Государственного Эрмитажа. Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Биография

Родился 14 июня 1951 года в деревне Подорвиха Иркутской области (в 1956 году затоплена при пуске Иркутской ГЭС) в семье военнослужащего, участника Великой Отечественной войны. В связи с тем, что отец Сокурова часто командировался к различным местам службы, семья вынуждена была переезжать вместе с ним. А. Сокуров начал учиться в школе в Польской Народной Республике, а закончил в Туркмении. В 1968 году поступил на исторический факультет Горьковского государственного университета. Во время учёбы работал в редакции художественного вещания Горьковского телевидения, где уже в возрасте 19 лет выпустил свои первые телевизионные программы: несколько телевизионных фильмов, телевизионных программ прямого эфира, в том числе и спортивные передачи. В 1974 году Сокуров защитил диплом историка и завершил обучение в университете.

В 1975 году поступил на режиссёрский факультет Всероссийского государственного института кинематографии (мастерская режиссуры научно-популярного фильма под руководством А. М. Згуриди). За отличную учёбу получал именную стипендию С. Эйзенштейна. В период обучения Сокуров знакомится с Юрием Арабовым, сценаристом, главным его союзником и соратником в творчестве. В 1979 году, сдав экзамены экстерном, режиссёр на год раньше срока был вынужден закончить обучение из-за нарастающего конфликта с администрацией института и руководителями Госкино: его обвинили в формализме и в антисоветских настроениях, из-за чего его студенческие работы категорически отвергались. В итоге первая художественная картина «Одинокий голос человека» по произведениям Андрея Платонова (позже получившая несколько престижных фестивальных наград) не была засчитана руководством института в качестве дипломной работы. Картина подлежала уничтожению, но Сокуров и Арабов взломали архив, выкрали позитивную копию и исходные материалы картины, подложив на их место другие киноматериалы.

Сокуров хотел работать на «Мосфильме», однако условия работы там его не устраивали. По рекомендации А. Тарковского в 1980 году Сокуров был зачислен на киностудию «Ленфильм», где снял свои первые игровые картины. Одновременно сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов, где в разное время выпустил все свои документальные работы.

Первые фильмы, снятые режиссёром в Ленинграде, вызвали негативную реакцию как Госкино, так и партийных органов. Сокуров многократно заявлял, что ему предназначено место в лагере под Сыктывкаром. В течение долгого времени, вплоть до конца 1980-х годов, ни один из его фильмов не был допущен к прокату. Тарковский дважды организовывал Сокурову выезд за рубеж, однако режиссёра, по его словам, удержали русский язык и духовные сокровища Эрмитажа, с которым ему более всего не хотелось расставаться.

В конце 1980-х годов снятые Сокуровым ранее фильмы не только вышли в прокат, но и с большим успехом представляли русское кино на международных кинофестивалях. В 1980—1990 годы режиссёр интенсивно работал, снимая часто по несколько картин в год. Одновременно он принимал участие в работе благотворительных программ для молодежи на радио, занимался с группой молодых начинающих режиссёров при киностудии «Ленфильм». В 1998—1999 годах вёл на Петербургском телевидении цикл передач «Остров Сокурова», в которых обсуждалось место кинематографа в современной культуре. С середины 1990-х годов Сокуров со своими коллегами начал освоение технологии видео, которое продолжается до сих пор. Группой Сокурова снято несколько документальных видеофильмов, в том числе по заказу японских телевизионных каналов, благодаря энтузиазму и участию японских друзей.

В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссёров мирового кино. Режиссёр становился участником и лауреатом многих международных фестивалей, в разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективы его фильмов. Он неоднократно получал награды международных кинофестивалей, премии ФИПРЕССИ, премии имени Тарковского, является лауреатом Государственной премии РФ (1997, 2014) и лауреатом Премии Ватикана — «Премия Третье тысячелетие» (1998). Сокуров 43 раза номинировался на призы престижных киноконкурсов, из которых 26 раз одерживал победу.

В 2010 году открыта мастерская Сокурова на кафедре кино и телевидения КБГУ (Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова), в Нальчике. В 2017 году дебютный фильм выпускника курса Сокурова Кантемира Балагова «Теснота» был показан в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и получил приз ФИПРЕССИ.

Режиссёр живёт в Санкт-Петербурге, где, кроме реализации творческих начинаний, возглавляет общественную группу активистов-градозащитников — так называемую «Группу Сокурова», ведущую диалог с городской властью на тему защиты от разрушения старого Петербурга.

10 сентября 2011 года на церемонии закрытия 68-го Венецианского кинофестиваля Александр Сокуров получил «Золотого льва» и премию Экуменического жюри за картину «Фауст», завершающую цикл, названный им тетралогией о власти. На вручении главного приза председатель жюри Даррен Аронофски отметил, что «решение было единодушным: это тот фильм, который меняет жизнь каждого, кто его увидит».

В декабре 2011 года генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге от имени японской императорской семьи вручил Сокурову почётный орден Восходящего солнца с золотыми лучами. На церемонии режиссёр признался в особом отношении к Японии и высказался за возврат Россией «земель, принадлежавших японскому народу».

В 2017 году Сокуров был объявлен почётным гостем на 30-й церемонии вручения премии Европейской киноакадемии, которая состоится 9 декабря в Берлине.

Награды

1987 — Бронзовый Леопард кинофестиваля в Локарно за фильм «Одинокий голос человека»;

1987 — Московский кинофестиваль — приз внеконкурсной программы;

1987 — номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Скорбное бесчувствие»;

1988 — номинация на премию «Ника» за фильм «Одинокий голос человека»;

1988 — номинация на первом вручении European Film Awards за фильм «Дни затмения»;

1989 — приз Берлинского кинофестиваля в рамках форума нового кинематографа за фильм «Дни затмения»;

1991 — Роттердамский кинофестиваль: приз ФИПРЕССИ за фильм «Круг второй» и KNF Award за фильмы «Элегия» и «Простая элегия»;

1995 — решением Европейской киноакадемии Александр Сокуров признан одним из ста лучших режиссёров мирового кино;

1996 — Государственная премия Р<оссии за фильмы «Элегия из России… Этюды для сна», «Духовные голоса»;

1997 — премии Московского кинофестиваля имени А. Тарковского, кинокритиков России и специальный приз жюри за фильм «Мать и сын»;

1997 — Заслуженный деятель искусств России;

1998 — лауреат премии Ватикана — «Премия „Третье тысячелетие“». Вручена Иоанном Павлом II;

1999 — МКФ в Каннах: Приз за лучший сценарий к фильму «Молох»;

1999 — номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Молох»;

1999 — номинация на European Film Awards за фильм «Молох»;

2001 — Государственная премия России (за фильмы «Молох» и «Телец»);

2001 — премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм, лучшую операторскую работу и лучшую режиссуру — «Телец»;

2001 — номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Телец»;

2001 — приз за изобразительное решение за фильм «Русский ковчег» на МКФ в Торонто;

2002 — премия «Ника» за лучший фильм, лучшую операторскую работу и режиссуру фильма «Телец»;

2002 — Специальный приз МКФ в Сан-Паулу за общий вклад в кинематограф;

2002 — номинация на Золотую пальмовую ветвь МКФ Каннского кинофестиваля за фильм «Русский ковчег»;

2002 — номинация на European Film Awards за фильм «Русский ковчег»;

2003 — приз FIPRESCI на Каннском кинофестивале за фильм «Отец и сын»;

2003 — «Премия Свободы», учреждённая польским режиссёром Анджеем Вайдой и компанией «Филип Моррис»;

2004 — Народный артист России;

2004 — премия «Ника» за фильм «Русский ковчег»;

2004 — Себряный Кондор, приз Аргентинской ассоциации кинокритиков за фильм «Русский ковчег»;

2005 — номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Солнце»;

2005 — Ереванский кинофестиваль, лучший фильм конкурса — «Солнце»;

2005 — премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм и лучшую режиссуру — «Солнце»;

2006 — Почётный Леопард Кинофестиваля в Локарно за особый вклад в кинематограф;

2007 — номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Александра»;

2007 — премия имени Робера Брессона «За духовные искания в кино» на МКФ в Венеции;

2007 — обладатель премии имени Тарковского 27 сентября 2007 года;

2010 — Всероссийская премия «Хранители наследия» (г. Псков). Номинация: «Подвиг»;

2010 — мексиканская премия цифрового кино «Эль Почоте»;

2010 — «Небесная линия» (премия за общественную деятельность в сфере градозащиты Петербурга);

2011 — «Золотой лев» (главный приз) 68-го Венецианского кинофестиваля за фильм «Фауст».

2011 — орден Восходящего солнца 4 класса (Япония)

2012 — награда за вклад в мировое киноискусство на фестивале «Зеркало» имени Андрея Тарковского

2012 — премия Армянской церкви «Да будет свет», врученная на IX международном кинофестивале «Золотой абрикос»

2013 — «Ника» за лучший игровой фильм и лучшую режиссуру за кинофильм «Фауст»

2013 — премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм и лучшую режиссуру — «Фауст»

2014 — почётный приз «За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф, и бескомпромиссную гражданскую позицию» на фестивале «Кинотавр»

2014 — офицерский крест ордена Искусств и литературы (Франция)

2014 — Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства «за вклад в развитие отечественного и мирового кинематографа»

2015 — Приз Федерации кинокритиков Европы и Средиземноморья Fedeora «Лучший европейский фильм» конкурсной программы 72-го международного Венецианского кинофестиваля за фильм «Франкофония».

2016 — Орден «За заслуги перед Кабардино-Балкарской Республикой»

2017 — Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство».

2017 — Премия Европейской киноакадемии «За жизненные достижения»

2020 — Спецпремия Гильдии киноведов и кинокритиков «За честь и достоинство»

Примечание: Фильмы Сокурова исконно философские. Он превнес большой вклад в режиссуру фильмов со смыслом. Он получил очень много наград за эти фильмы, он не боится ничего говорить со зрителем.

Часть материала взята с «Википедии», часть дополнена автором сайта.

10.02.2020 г.

Фильмы Александра Сокурова имеют часто философический подтекст. Они делают человека мудрее.

Фильмы Сокурова сняты на черно — белую пленку, что подчеркивает их философичность.

Александр Сокуров — мэтр современного кино, ибо он разделяет свое творчество и творчество коллег по цеху.

Фишка Сокурова — съемка актеров, загримированных под исторических личностей, съемка их бытовых сцен, и прочей исторической и философической тематики.

И можно сказать, что каких — то 20 лет назад это было в новинку. Сейчас же каждый может снимать и крупным планом, и панорамной съемкой, и всем, чем только может, ибо техника сейчас на высоте.